Учебные материалы
Творческие задания
для курсов
«История языкознания и методология лингвистических исследований»,
«История лингвистических учений»,
«Общее языкознание»
-
Познакомьтесь с сайтом проекта
«Лингвистика утраченная и обретённая»,
посмотрите
видеофайл-презентацию
и ответьте на вопросы:
— какие разделы Вам показались наиболее полезными;
— предложите возможные пути использования представленных на сайте материалов.
- Посмотрите видеофайл
и выполните задания:
— приведите примеры исследований, в которых, на Ваш взгляд, прослеживается
а) отношение к языку как к объекту, построенному в рамках определенной теории;
б) отношение к языку как к реальному предмету, существующему независимо от процесса исследования;
— приведите примеры советских языковедов, которых обвиняли в идеализме;
— в чем проф. Серио видит причину того, что фонология оказалась
в центре дискуссии о сущности языка? Согласны ли Вы с этой позицией? Почему?
— каким примером проф. Серио иллюстрирует проблему размежевания языков?
Можете ли Вы привести другие примеры?
— опираясь на материалы, представленные в видеофайле, а также на работы
П. Серио, оцените аргументы, которые приводятся в пользу гипотезы о
различии молдавского и румынского языков;
— каким образом концепция Н.Я. Марра связана с проблемой размежевания языков?
-
Посмотрите презентацию о Ленинградской-Петербургской лингвистической школе
и выполните задания:
— распечатайте слайд 9, подпишите на нём имена всех учёных,
укажите даты их жизни и объясните, каким образом связаны те учёные,
фотографии которых соединены стрелками;
— подготовьте сообщение об деятельности в 1920-30-ые гг. одного из учреждений,
которые упоминаются на слайдах 3 и 12 (рекомендуется пользоваться при этом
— среди прочего — материалами, представленными на сайте проекта
«Лингвистика утраченная и обретённая»;
— сформулируйте на основе презентации основные теоретические
и методологические положения Ленинградской-Петербургской
фонологической школы.
-
Посмотрите презентацию о переписке Д. В. Бубриха
и подготовьте сообщение об одном из упоминающихся в ней ученых.