Учебные материалы

Творческие задания для курсов «История языкознания и методология лингвистических исследований», «История лингвистических учений», «Общее языкознание»

  1. Познакомьтесь с сайтом проекта «Лингвистика утраченная и обретённая», посмотрите видеофайл-презентацию и ответьте на вопросы:
    — какие разделы Вам показались наиболее полезными;
    — предложите возможные пути использования представленных на сайте материалов.
  2. Посмотрите видеофайл и выполните задания:
    — приведите примеры исследований, в которых, на Ваш взгляд, прослеживается а) отношение к языку как к объекту, построенному в рамках определенной теории; б) отношение к языку как к реальному предмету, существующему независимо от процесса исследования;
    — приведите примеры советских языковедов, которых обвиняли в идеализме;
    — в чем проф. Серио видит причину того, что фонология оказалась в центре дискуссии о сущности языка? Согласны ли Вы с этой позицией? Почему?
    — каким примером проф. Серио иллюстрирует проблему размежевания языков? Можете ли Вы привести другие примеры?
    — опираясь на материалы, представленные в видеофайле, а также на работы П. Серио, оцените аргументы, которые приводятся в пользу гипотезы о различии молдавского и румынского языков;
    — каким образом концепция Н.Я. Марра связана с проблемой размежевания языков?
  3. Посмотрите презентацию о Ленинградской-Петербургской лингвистической школе и выполните задания: — распечатайте слайд 9, подпишите на нём имена всех учёных, укажите даты их жизни и объясните, каким образом связаны те учёные, фотографии которых соединены стрелками; — подготовьте сообщение об деятельности в 1920-30-ые гг. одного из учреждений, которые упоминаются на слайдах 3 и 12 (рекомендуется пользоваться при этом — среди прочего — материалами, представленными на сайте проекта «Лингвистика утраченная и обретённая»; — сформулируйте на основе презентации основные теоретические и методологические положения Ленинградской-Петербургской фонологической школы.
  4. Посмотрите презентацию о переписке Д. В. Бубриха и подготовьте сообщение об одном из упоминающихся в ней ученых.